- Суть методики
- Удобство в работе с художественной литературой
- Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице
- Мнемотаблицы для детей с ОНР
- Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
- Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас
- Схемы и таблицы для быстрого запоминания
- Раннее чтение и пересказы с мнемоническими таблицами
- Легкий прием разучивания стихотворений
- Правила проведения занятий
- Речь как средство общения и мышления
- Что представляет собой мнемотехника?
- Области использования мнемотаблиц
- Домашнее обучение по мнемоническим таблицам
- Мнемотехника и детское восприятие мира
- Мнемотаблицы для развития, познания мира
- Тема «Бытовые приборы»
- Тема «Весна»
- Упражнения для дошкольников
- В каких случаях эффективно применение мнемотаблиц
- Мнемотехники в приложении к детскому восприятию
- Совершенствование речи в подготовительной группе ДОУ с помощью таблиц
- Подготовка речи к обучению грамоте: мнемотехника
- Мнемотаблицы для подготовительной группы: чтение, пересказ
- Использование мнемотаблиц для познавательного развития
- Основные преимущества мнемотаблиц
- Особенности использования
- От карточки к таблице
Суть методики
Современные дети из-за погружения в мир информационных технологий и занятости родителей имеют множество проблем с речью:
- неумение использовать в речи сложные и длинные предложения;
- отсутствие способности мыслить;
- плохой словарный запас, использование нелитературной лексики, сокращения в речи;
- неумение формулировать вопросы и ответы;
- плохая дикция;
- невозможность предъявлять претензии и делать выводы.
Использование мнемоники позволяет эффективно исправить эти недостатки, сделать детскую речь насыщенной и красивой. Кроме того, он помогает в развитии:
- слуховая и зрительная память;
- воображение;
- упорство;
- интерес к учебе;
- зрительное восприятие;
- ассоциативное мышление;
- логическое мышление;
- способность анализировать и синтезировать.
В современной логопедии использование мнемоники начинается с 4 лет, иногда даже с 3 лет. При этом для устранения дефектов речи используются и техники артикуляционной гимнастики (их можно прочитать здесь).
Мнемоника, или техника запоминания, представляет собой целостную систему приемов, направленных на максимальное запоминание и воспроизведение изучаемого материала. Он основан на визуальном восприятии и дальнейшем воспроизведении информации с помощью определенных изображений (подробнее здесь).
При составлении мнемонических таблиц развития речи по конкретному слову используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, ребенок легко запоминает и воспроизводит желаемый текст.
В этом случае информация связана не только с самим изображением, но и с ощущениями, связанными с ним (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединены в ассоциативную матрицу, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует хранению и воспроизведению информации.
Другими словами, мнемоническая таблица — это конкретная и конкретная схема, которая действует как наглядное пособие и передает необходимую информацию.
Удобство в работе с художественной литературой
Воспитатель ведет беседу с ребенком о тексте, рассматривает иллюстрации, следует последовательности заранее созданной таблицы для конкретного задания. Дети постарше могут самостоятельно выбрать необходимые элементы шаблона художественного текста, расположить их в определенной последовательности, что поможет им рассказать. За всем процессом должны наблюдать взрослые. Затем постепенно творчество педагога превращается в совместную работу ребенка и взрослого.
Если на первом этапе педагог предпочитал предоставлять готовые схемы, то на следующем этапе было бы логично предложить ребенку возможность обсудить различные их варианты, поучаствовать в выборе наиболее удачных вариантов. В этой ситуации ребенок и учитель действуют как равноправные партнеры. Взрослый должен незаметно помочь ребенку выбрать наиболее удачные варианты, превратив их в одно целое. В такой ситуации дети начинают проявлять творческий подход и самостоятельность, мнемоническая таблица придумывается вместе.
Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице
Начать стоит с простейших таблиц, состоящих из 4 (2х2) ячеек, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на эту ясность, дети сами смогут составить описание рассказа. Обучение состоит из нескольких этапов:
- Для начала давайте подробно рассмотрим и обсудим каждое изображение. Мы задаем детям управляемые вопросы, в которых основное внимание уделяется деталям: форме, размеру, цвету и другим характеристикам.
- мы «перекодируем» зашифрованную информацию в условные символы. Все дети должны понимать, что это такое.
- Предлагаем составлять предложения для каждого мнемонического квадрата.
- Объединяем их в рассказ, говорим вслух.
- Убираем стол и предлагаем детям воспроизвести его графически наизусть.
- Теперь дело за детьми, чтобы представить свою версию истории.
Например, вы можете научить детей описывать любимое время года с помощью такой таблицы:
- Начать стоит с детального изучения всех использованных изображений: «Что вы видите на изображениях?»
- Второй шаг — расшифровать информацию, скрытую в условных символах: «О каком времени года мы говорим? Правильно. Итак, что означает буква «B» в первом квадрате? А что за странные люди изображены в конце стола? Это девочки в голубых платьях и мальчики в оранжевых штанах».
- Затем вместе с детьми составляем к каждому изображению предложения: «Весна пришла. Снег растаял и появилась зеленая трава. Расцвели подснежники. Птицы прилетели. На деревьях распустились молодые листья. Девочки и мальчики счастливы под теплым солнцем ». Взрослый декламирует всю историю вслух, связывая каждое предложение с изображением.
- Убираем стол и предлагаем детям восстановить его по памяти.
- Следующий шаг — это контрольные рассказы, сначала основанные на ясности, а потом уже без нее, наизусть.
Так что постепенно таблицы становятся больше, а тексты — сложнее. Но какую бы тему вы ни затронули, алгоритм обучения сторителлингу останется неизменным.
Мнемотаблицы для детей с ОНР
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием языка (ОНР) напрямую связано с логикой мышления и способностью осознавать увиденные образы или слышимые звуки, выражая это в связной речи, в которой есть логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, зависит от способности размышлять над информацией и строить утверждения на самые разные темы.
Диалогический дискурс проявляется в общении нескольких человек, часто сопровождаемом простыми односложными высказываниями, заданием конкретных вопросов и составлением ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль играют формулировка и постановка вопросов, построение ответов и аргументированная защита своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников свойственно развитие и сосредоточение мысли на основной, без вникания в детали. В процессе воспроизведения мыслей и выбора языковых средств решающую роль играют внутренние мотивы, поскольку именно они стимулируют монологическую речь.
Особенности этапов развития связного монолога и диалогической речи различаются, но оба типа тесно связаны. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.
Внедрение мнемоники на уроках развития речи дошкольников должно осуществляться с помощью мнемонических квадратов, в которых зашифрованы простейшие слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после того, как дети поймут понятие «криптография», они могут переходить к более сложным вариантам схем: мнемоническим трассировкам с мнемоническими таблицами, в основе которых может лежать целая история.
Мнемонический трек «Два веселых гуся”.
Использование этой методики на занятиях с детьми с ОНР позволяет:
- повысить внимание и интерес к логическим карточным играм;
- облегчить восприятие и обработку информационных данных, которые
- сохраняются в памяти и могут воспроизводиться при необходимости.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
На занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемонические таблицы, так и сделанные своими руками. Чтобы заполнить таблицу стихотворения или рассказа, вам понадобятся:
- Разделите текст на фрагменты (чем меньше ребенок, тем короче).
- Нарисуйте на листе бумаги квадраты по количеству фрагментов текста.
- В каждом квадрате он представляет то, что сказано во фрагменте или что с ним связано. Старший дошкольник может самостоятельно нарисовать картинки для стола.
- При желании вы можете написать текст, который хотите запомнить, в каждом поле.
Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас
Самый действенный метод в развитии дошкольников по мнемонике — игра. Также подойдут выкройки. Режимы разработки включают:
- дайте ребенку отдельные картинки. Ребенок должен попытаться сгруппировать их и объяснить, почему он собрал некоторые изображения;
- фото ваших впечатлений Этот метод позволяет вам расширить словарный запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления от прошедшего дня. Таким образом, ребенок должен рассказать, что было для него хорошим и плохим в течение дня;
- запоминание стихотворения. Чтобы стихотворение было легче запоминать, нужно использовать таблицы. Знак или изображение необходимо разместить в каждой строке таблицы;
- покажите фото ребенку. Расскажите, что на нем изображено. После этого картина переворачивается и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
- разгадывать кроссворды;
- расположите картинки перед ребенком. Ребенок внимательно на них смотрит. Потом закрывает глаза, и взрослый снимает фото. Ребенок открывает глаза и говорит, какое изображение отсутствует.
Развитие дошкольников
Схемы и таблицы для быстрого запоминания
Самый простой способ запоминать цифры и буквы — это схемы и таблицы. Например, можно нарисовать схемы, чтобы ребенок запоминал числа. Они содержат числа и ассоциации с ними.
Дидактические игры на звуковую культуру речи в старшей группе
один | Карандаш ручка |
2 | Гусь, петух |
4 | Диван-кресло |
7 | Нож |
Для запоминания букв можно составить таблицу. Первый столбец содержит букву, второе слово, начинающееся с нее, а третий — изображение.
А | Арбуз, Ананас, Абрикос |
Б | Бегемот, Будильник |
В | Ворона, вилка |
Г | Грибок |
Д | Дом, дерево |
Раннее чтение и пересказы с мнемоническими таблицами
Навыки чтения формируются, когда ребенку интересна представленная информация. Начало обучения возможно с использованием мнемонических таблиц для развития связной речи на основе сказок. При этом достигаются две цели: улучшить разговорные навыки и мотивировать ребенка к самостоятельному чтению.
Своеобразная мнемоническая таблица — это богато иллюстрированная сказка, где каждому фрагменту текста соответствует изображение. Предпочтение отдается упрощенным для детского восприятия изображениям, выполненным в яркой и позитивной цветовой гамме.
Навыки чтения с мнемоническими таблицами, запоминания стихов, изучения любой информации следуют общей схеме:
- взрослый выразительно читает (произносит) звуковую строку, указывая на прилагаемые иллюстрации;
- совместно с дошкольником рисунки анализируются с привязкой к фонограмме;
- учитель снова говорит (читает), ребенок, пока произносится текст, указывает на картинки;
- ребенок сам произносит информацию, показывая соответствующие иллюстрации.
Поэтому решать головоломки и загадки удобно: заключительная часть текста (ответ) не произносится, а показывается или аллегорически описывается.
Легкий прием разучивания стихотворений
Объем детской памяти может сильно различаться. Некоторые из них без устали цитируют объемные произведения Чуковского и Барто. По мнению других, даже простой катрен никак не желает запоминать. Помогать этим детям довольно просто — вместе с ними нужно учить стихи по мнемоническим таблицам:
- Для начала специально зачитаем произведение вслух.
- Затем второй раз, но уже сосредоточив внимание ребенка на поддержке видимости.
- Мы проверяем понимание смысла, задавая вопросы о содержании стихотворения.
- Объясняем непонятные моменты.
- Читаем построчно, основываясь на мнемонической таблице. Ребенок сразу повторяет предложение, затем весь текст.
В младшем дошкольном возрасте полезно запоминать так называемые стихотворения-болтовни — короткие простые катрены, которые легко запомнить и которые побуждают вас говорить.
Тогда скучное занятие превратится в веселое приключение, а ребенок легко запомнит и расскажет любое стихотворение.
Правила проведения занятий
Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и полезным.
- Начать нужно с простых задач. Сначала вы можете посмотреть карточки с одиночными изображениями.
- Не стоит сразу заряжать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день может отображаться не более двух мнемонических таблиц.
- Все изображения в учебном материале должны быть яркими и красочными. Дети быстро запоминают красочные картинки. Трава зеленая, морковь оранжевая, шишка коричневая, море синее.
- Каждый раз стоит менять тему уроков, иначе ребенок потеряет интерес. Сегодня — учим стихи. Завтра — сказка, дикие звери и тд
- важно, чтобы уроки проходили только в игровой форме.
Речь как средство общения и мышления
Язык тесно связан с мыслью. Он выполняет несколько функций:
- выражение человеческой психологии;
- носитель информации о памяти и сознании;
- средства мысли;
- средство контроля над другими людьми.
Мнемоника
Основная функция языка — это инструмент для мышления. Эта взаимосвязь была продемонстрирована научными исследованиями участия голоса в решении задач мозга. В самых сложных ситуациях мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок.
Слово как средство общения и мысли выполняет функцию общения. Развитие речи развивает мышление и интеллект. Мышление переходит от мысли к фразам, фразам и звукам. Для разговора должны быть присущи структура, доступность и выразительность.
Главное средство общения между людьми — это слово. Без слов невозможно передать информацию. Для речи как средства общения характерны следующие качества:
- альтернативы;
- конструктивность;
- рефлексивность.
Развитие словарного запаса происходит в три периода:
- фонетика до 2 лет: звуки усваиваются;
- грамматика до 3-х лет: разучиваются модели произношения;
- семантическая до 17 лет: концептуальная актуальность приобретена.
Примечание! Для воспитателей детского сада в классах проводятся различные спектакли, мастер-классы, консультации и презентации по развитию речи и мышления у детей.
Что представляет собой мнемотехника?
Мнемоника — дословно в переводе с греческого означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и приемов, действие которых направлено на наиболее эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание полученного материала.
Название этой техники не случайно: оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемоника — популярный прием, суть которого заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанном на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением с помощью изображений.
Основной смысл использования мнемонической таблицы для детей заключается в следующем: для определения конкретного слова или фразы используется конкретный рисунок (картинка), с помощью которого происходит схематический набросок слова. Внимательно изучая представленные изображения, ребенок может запоминать и воспроизводить текстовый материал в ускоренном темпе, что способствует развитию речи дошкольников.
Области использования мнемотаблиц
Мнемонические таблицы для формирования и развития связной речи (развития и обучения) представляют собой изображения текстовой информации, которые предварительно разбиты на группы слов в последовательном порядке. Для каждой группы слов есть иллюстрация. Благодаря такому схематическому наброску информации ребенок легко ее воспринимает, все запоминает без особых усилий.
С помощью мнемонических таблиц для развития речи выполняется:
- Запоминание сказок или детских стихов. Маленькие дети с большим интересом участвуют в развивающих играх по сказкам, которые им известны. Дома вы можете предложить ребенку рассказать сказку с любимой игрушкой, используя серию картинок. Вы также можете составить мнемоническую таблицу вместе, изображая героев событий с их придуманными символами, например треугольник — это человек, волнистая линия — это облако в небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, но и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.
- Изучите общие правила, например, как правильно чистить зубы. На схемах представлена последовательность всех воспринимаемых и запоминаемых элементарных манипуляций.
- Создавайте истории, описывающие предметы, события, домашних животных и т.д. Сосредоточившись на изображениях, которые отвечают на основные вопросы: кто он, какого цвета, какой звук издает, что он любит есть и т.д., дети могут составить связное описание.
- Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые сложные слова, значение которых необходимо объяснить ребенку. После пояснений следует вести разговор обо всем содержании текста с демонстрацией цифр из мнемонической таблицы. Совместное рассмотрение с использованием картинок позволит ребенку быстро вспомнить информацию и рассказать историю, которую он сам услышал.
- Решайте головоломки. С помощью мнемонических таблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснить ребенку все, что изображено на каждой картинке, и только после этого он предлагает самостоятельно угадать зашифрованный объект.
Занятия логопедом для развития связной речи с использованием разнообразных мнемонических схем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Тип и тематическое наполнение мнемонических таблиц могут быть разными, исполнение может быть распечатанным (карточки Домана) или изготовлено вручную. Карточки для развития речи на первых уроках должны быть небольшого размера с светлыми сюжетными линиями, рекомендуется размещать в ряд по 3-4 штуки, в таком положении их легче воспринимать.
Домашнее обучение по мнемоническим таблицам
Эти гиды подходят для самостоятельной работы или с родителями. Есть разработки по разным темам и темам. Стоит использовать таблицы как дидактическую игру, чтобы объяснить ребенку непонятное явление.
Мнемотехника и детское восприятие мира
Визуально-образное восприятие мира помогает детям активно усваивать видимые характеристики предметов. С трудом собирая их вместе, дети с энтузиазмом выделяют отдельные светящиеся компоненты. Видимость развлекает и поддерживает внимание. Дети, играя, разучивают материал.
Таблицы памяти для дошкольников — увлекательная игра
Мнемотаблицы для развития, познания мира
При разработке таблиц помните принципы:
- привлечь внимание;
- узнаваемость изображений;
- разнообразие тем;
- запрещается перегружать по количеству (до 9 изображений).
Файл мнемоники для сочинения описательных рассказов
Тема «Бытовые приборы»
Назначение: Разобрать форму, назначение, материал, конструкцию приборов.
Возможное содержимое таблицы: название, цвет, форма, материал, реквизиты, применение.
Тема «Весна»
Цель: анализировать погоду, повадки животных, одежду, поведение человека.
Возможное содержание: погода, одежда, работа, птицы, животные, развлечения.
Упражнения для дошкольников
Дошкольное учреждение считается благоприятным временем для того, чтобы заложить основу грамотной, четкой и красивой речи. Мнемоника для начинающих (простые увлекательные задания, игры) поможет быстрее развить речь ребенка. Полезно для развития артикуляционного аппарата выполнять задания со звукоподражательными словами. Дикция правильная: чистые анекдоты («Это бы из трубы дым выходит»), детские стишки, предложения, содержащие определенную группу звуков («Сани едут одни»).
Упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически комбинировать.
Изучив картинку «Ежик и Ёжик», взрослый предлагает выполнить ряд заданий. Ребенок должен четко произносить предложения со звуками «ш» и «з». «Ша-ша-ша — мы идем медленно; шу-шу-шу — дам ребенку малину; ши-ши-ши — там, где гуляют дети ». Такие упражнения помогают овладеть интонацией вопроса и развить чувство ритма.
Выделение звука с четким произношением слова развивает способность понимать терминологию «звук» и «слово». При работе с детьми необходимо делать упор на развитие интонационного чутья, скорости речи, дикции и силы голоса. Игры могут помочь в этом.
Упражнения для новичков:
- «Чей это голос?» Цель игры — научить ребенка узнавать взрослых животных от щенков по воспроизводимому звуку. Для такой игры можно взять фигурки собаки и щенка, утки и утенка, кошки и котенка. Как вариант, можно лепить животных из пластилина или использовать карточки. Сюжет игры: животные приходят в гости к ребенку, хотят с ним поиграть. Младенцы должны понимать разницу между тем, как мяукает мать-кошка, и тем, как мяукает ее ребенок.
- Игра «Сравните кубики». Задача — научить ребенка соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть два кубика и рассказать, чем они отличаются. Ребенок берет один кубик и говорит, что он большой, а второй кубик маленький. Первый куб красный, а второй белый. Красный кубик сделан из пластика, белый кубик из ткани и мягкий внутри.
- Игра «Сравните двух котят». Ребенку предлагают осмотреть котят. Один из них белый и большой, а второй черный и поменьше. Я должен сказать, кто я. Придумайте им названия, чтобы было понятно: один котенок черный, а другой белый. В чем разница.
- Игра «На что способны маленькие животные». Цель игры — найти глаголы, обозначающие характерные действия животных. Взрослый показывает картинки с животными, а ребенок должен сказать, что он может делать или как он это говорит. Например, кошка любит мышей. Он любит мяукать. Собака любит лаять и есть кости, бегать и прыгать. Петушок поет и любит клевать фасоль.
- Игра «Профессия». Здесь нужны карточки с изображением людей разных профессий (летчик, парикмахер, врач, повар). Взрослый спрашивает, кто лечит людей. Ребенок должен правильно ответить. Так разыгрываются другие карты.
- Игра «Маги» — помогает расширить словарный запас, развивает долговременную память, логическое мышление. Вам потребуются карточки с изображением отдельных предметов: стола, яблока, двери. Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать те карточки, которые помогут ему запомнить названные слова. Он «очаровывает» их этими картами. Затем ребенок берет карточки и с их помощью запоминает названные слова. Игра направлена на понимание логических связей между объектами.
Регулярные игровые занятия помогают пробудить интерес к слову. Упражнения подготавливают детей к дальнейшему самостоятельному составлению связанных рассказов, рассказов, текстов и выступлений.
В каких случаях эффективно применение мнемотаблиц
Активное использование мнемонических таблиц в развитии связной речи дошкольников успешно решает задачи:
- недостаточный словарный запас, лингвистическая и грамматическая правильность речи. К ним относятся неприемлемый жаргон для общения в дошкольных и школьных учреждениях, использование смешанных языков (если ребенок растет в двуязычной среде), нелитературные выражения, неправильная структура предложения;
- плохая дикция — интересно за счет интересной формы изложения, ребенок более старательно и четко произносит информацию. Это постепенно улучшает произношение слов и способствует произношению «проглоченных» звуков;
- невозможность логически обосновать свои выводы и утверждения. На основе наглядного ряда ребенок (при условии предварительного обучения) может продемонстрировать правильность логической связи;
- недостаточная языковая культура. Правильно составленные мнемонические таблицы облегчают запоминание таких моментов, как изменение высоты звука, увеличение или уменьшение громкости голоса, ускорение или замедление темпа речи;
- неумение различать формы диалога или монолога.
Методика эффективна для изучения иностранных языков или для разграничения речи двуязычных детей, успешно применяется при подготовке к школе.
Работе с мнемоническими таблицами способствует игривая подача материала — это пробуждает интерес у детей и снижает опасения отсутствия быстрых результатов.
Мнемотехники в приложении к детскому восприятию
Мысль о детях образнее, чем о взрослых. Поэтому использование мнемонических таблиц как средства развития связной речи, логического мышления и дошкольного образования оправдано и эффективно.
Адаптация к детской психике осуществляется по следующему принципу:
- упрощение визуальной информации (звуковой, тактильной) с учетом возраста и восприятия ребенка;
- шифрование (кодирование) данных в легко запоминающейся форме;
- многократное повторение (при необходимости) алгоритма действий до полного запоминания.
Рассказы и стихи, сведения о свойствах предметов и живых существ, профессиях, процессах «закодированы» мнемоническими таблицами. Яркость образов и их соответствие зрительному восприятию дошкольника влияет на скорость и эффективность запоминания.
Методика помогает:
- развивать образное мышление;
- пополнить словарный запас;
- учат грамматически и логически правильно строить предложения;
- овладеть техникой повторного посещения литературных произведений и учебной информации;
- облегчить решение головоломок и загадок.
Совершенствование речи в подготовительной группе ДОУ с помощью таблиц
Нетренированным дошкольникам с плохой и неграмотной речью сложно усваивать школьные знания. У старших дошкольников зависимость от визуализации несколько меньше, чем у младших дошкольников. Но мнемоника по-прежнему остается необходимым методом познания.
Подготовка речи к обучению грамоте: мнемотехника
Мнемоника помогает подготовить ребенка к овладению грамотой. Ребенок тренируется строить предложения, разделяя их. Стоит учесть сложности начальных этапов работы с картинками:
- рассказы безэмоциональные, приблизительные;
- плохой словарный запас;
- предложения фрагментарны, неопределенны, напоминают скороговорку.
Чтобы нейтрализовать трудности, учитель принимает меры, обогащает словарный запас. Старшие дошкольники работают с материалом поэтапно:
- Проанализируйте изображения.
- Символы преобразуются в изображения.
- Воспроизведите текст, придумайте оригинальный рассказ.
- Нарисуйте новые мнемонические таблицы.
- Их рассказывают по шаблонам, созданным детьми.
Можно сделать стол в домашних условиях, подобрав картинки по теме
Пример элементарного учебника по теме «Река»: первая картинка — несколько волн; второй — лягушка; третий — удочка. По этой схеме можно рассказать пару предложений или целую сказку (старшие дошкольники).
Важно! Содержание учебных материалов должно соответствовать возрасту детей. Усложняется постепенно, без перегрузок.
Мнемонические схемы развития речи для дошкольников должны строиться по расписанию, увлекательнее, отражать ценности обучения. Разрабатывать такие пособия необходимо не только с детьми, но и с родителями. Их знакомят с технологиями на встречах, мероприятиях. Педагог получит единомышленников, соавторов, которые сделают метод мнемонической таблицы еще более эффективным. Особенно ценно сотрудничество семьи с учителем в течение года обучения.
Формирование графомоторных навыков у детей с общеязыковым недоразвитием
Мнемотаблицы для подготовительной группы: чтение, пересказ
Во-первых, во всех абзацах выделяется центральная идея текста. Иконки придуманы для обозначения этой мысли. Для небольших текстов выберите по 1 символу для каждого слова.
Вы можете заполнить диаграмму героями истории, природными явлениями. То, что сложно запомнить, заслуживает внимания.
Важно! Эффективный дизайн легко читать и понимать.
Помимо рисунков, дети осваивают графические символы. Пример простых картинок в мнемотаблицах для младших и средних групп: животные из треугольника (туловище), круга (голова). Украсить соответствующим образом. Сложные символы: черные линии, кружки, точки, галочки. В зависимости от возраста дети могут рисовать схемы под присмотром взрослых или просто раскрашивать.
Использование мнемотаблиц для познавательного развития
Когнитивное развитие, факторы, влияющие на него, учитывают А.М. Леушина и другие учителя. Для эффективности познания важно следующее:
- видимость;
- разработка плана, последовательное размещение компонентов;
- забавная игра.
выучить стихи по табличным схемам легко
Эти факторы объединены в мнемонических таблицах, которые считаются визуальной плоскостью информации. Дети придумывают баллы, последовательно зашифровывают их в картинки. Так заучиваются стихи, складываются сказки, изучаются свойства новых предметов, систематизируется информация.
Основные преимущества мнемотаблиц
Использование мнемонических таблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и учителей. Использование данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения дошкольников и максимально ускорить развитие детской связной речи.
Благодаря тому, что в учебном процессе используются красочные наглядные схемы, дети учатся строить грамматически правильные, логически полные, последовательные и точные тексты, насыщенные множеством уточняющих деталей.
Ниже приведен пример мнемонической таблицы на тему «осень», в которой ребенок учит основным характеристикам этого времени года.
Подводя итог, можно сказать, что мнемоническая таблица развития связной речи — это определенная схема, которая передает конкретную информацию и служит очень важным наглядным материалом для нормализации полноценного формирования связной речи у дошкольников.
Каковы основные преимущества мнемонической техники по сравнению с другими методами языковой разработки?
- Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.
- Он используется для решения обычных школьных задач, таких как заучивание стихов или решение сложных загадок и головоломок.
- Детские мнемонические таблицы также широко используются для развития умения пересказывать любое произведение искусства у дошкольника.
- Для того, чтобы улучшить разговорные навыки дошкольника, в результате чего ребенок может полностью поддержать разговор практически на любую тему.
- Максимальное развитие разговорных навыков.
Кроме того, своевременное использование мнемонических таблиц в развитии связной речи позволяет добиться успехов в развитии ассоциативного мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти и воображения.
Особенности использования
При занятиях в форме игры с мнемоническими таблицами детям предлагается:
- рассмотрите логопедические карты;
- помните, что было описано;
- расскажите, что вы видели, ориентируясь на изображения.
Во время использования мнемоники и выполнения заданий, поставленных детьми, они активно выполняют следующие процессы:
- визуализация схем и осознание увиденного;
- преобразование визуальных данных в образные, отождествление увиденного с концепцией;
- разработать рассказ на основе изображений;
- запомнить сказку, рассказ и т д.
Дети старшего дошкольного возраста могут участвовать в составлении мнемонических таблиц сами, ориентируясь на слова педагога, который разделил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что нужно нарисовать. Самый простой и интересный вариант — изображение мнемонической таблицы на тему времен года (лето, зима и др.) Или по сказкам (лучше всех самых популярных).
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста также возможно и необходимо в домашних условиях (в любое удобное для родителей и ребенка время). В этом могут помочь:
- совместное чтение книг со сказками в сопровождении ярких иллюстраций, с произношением основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
- регулярное использование художественной литературы как действенного средства повышения уровня развития связной речи;
- большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи ребенка (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любой библиотеки);
- карты Домана;
- рекомендации по развитию связной речи;
другие методы на усмотрение родителей и по совету педагогов и логопедов.
От карточки к таблице
Эту методику развития речи, как уже было сказано, применяют с 3-4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальный этап работы.
- На этом этапе используются мнемонические квадраты — яркие и красочные изображения конкретных объектов. Сначала учитель просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через некоторое время слово получает определение в виде прилагательного («Ветвящееся дерево»), затем — действие («Дерево шумит»).
- В 4-5 лет ребенка можно приобщить к мнемоническим следам: цепочкам из 3-4 мнемонических квадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развить словарный запас, познакомит детей с разными частями речи, научит строить грамотные и связные предложения.
- При этом сначала изучают каждую картинку в отдельности — кто это? Где она живет? Что он любит есть? Кого ты боишься?
- Затем квадраты объединяются в последовательную дорожку для создания рассказа: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Страх кошки».
Сначала текст произносит учитель, затем — дети.
По мере того, как дети учатся работать с изображениями, их можно постепенно заменять обычными и схематическими изображениями, с помощью которых ребенок может говорить об объекте, его размере, цвете, форме и других отличительных характеристиках, основываясь на символах, а не на созданных изображениях. Это сложнее, поэтому переходить к этому этапу нужно только после того, как дошкольники смогут свободно оперировать полноценными рисунками. Впрочем, в программе можно будет полностью перейти в старший дошкольный возраст, а пока достаточно сделать это частично, оставив яркие картинки в таблицах. В противном случае в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к схемам обучения.
Очень часто мнемонические следы используются для изучения знаков предметов. Поэтому основное внимание уделяется цвету, форме, текстуре, размеру, вкусу и полезности конкретных элементов. Также можно изучить отдельные части предметов (из чего состоит машина?), Их назначение (для чего печка?).
Мнемонические таблицы для развития речи начинают использовать с 5-6 лет (в старшей группе детского сада). Теперь ребенок уже может выделить существенные особенности предмета, проанализировать, сделать логические выводы. В то же время условные обозначения и символы более широко используются для составления мнемонических таблиц.
Такая таблица состоит из нескольких квадратов, расположенных нелинейно, но уже в несколько рядов (оптимально — 2-3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).
Они начинают с простейших таблиц — 2 на 2 квадрата, постепенно увеличивая количество строк и столбцов. Это помогает овладеть способностью составлять связное описание истории.
Работа с мнемоническими таблицами строится в несколько этапов.
- Для начала рассмотрим каждое изображение отдельно. Взрослый задает важные вопросы о конкретных деталях изображения (цвет, размер, форма, вкус и т.д.).
- Они расшифровывают скрытую информацию в условные знаки и символы. Ребенок должен понимать, что это такое.
- Для каждого квадрата их просят составить определяющее предложение (а не просто назвать слово, как это было в 3 года).
- Предложения объединяются в рассказ, и полученный текст произносится вслух.
- Стол убирают, и детям приходится воссоздавать его на бумаге для памяти.
- Теперь они сами составляют рассказ по таблице.
Изображения таких таблиц могут отвечать, например, на следующие вопросы: что это, какого цвета, какой формы, на что похож этот предмет на вкус, где он растет, как он себя чувствует, что это может быть приготовлено из, из чего его можно использовать?
Таблицы памяти для дошкольников могут быть нескольких видов:
- алгоритм действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
- рассказ, рассказ, пересказ (для детей младшего возраста чаще используются сказки);
- разгадывать головоломки, загадки (отсюда — школьные задачи);
- быстрое запоминание стихов.
Собирая карты памяти для ребенка, постарайтесь охватить как можно больше тем. Это расширит кругозор, словарный и концептуальный багаж ребенка, не даст ему заскучать, «топчая» одну и ту же тему.