- Раннее приучение или выработка рефлекса
- Создаём подходящую среду для ребенка
- Говорите с ребенком о его теле
- Снимайте супервпитывающий памперс
- Подберите подходящий горшок
- Выбирайте удобную одежду
- Спокойно относитесь к «туалетному» юмору
- Оптимальный возраст для приучения к горшку
- Готовность малыша сесть на горшок
- Как помочь ребенку решить деликатную проблему
- Даём малышу время
- Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
- Основные принципы приучения к горшку
- Какие способы приучения ребенка к горшку использовать НЕЛЬЗЯ
- Практические советы по приучению ребенка к горшку
- «МИКРОЛАКС® для детей с 0 лет»
- Что делать, если лучше не становится
- Невроз у детей: 13 главных симптомов
- Как уберечь ребенка от пищевых расстройств
- Условия успешного освоения горшка
- Физиологическая готовность
- Психологическая готовность
- Вот несколько советов, как правильно приучить малыша к горшку:
- Как учить
- Первый этап
- Второй этап
- Приучение к горшку за семь дней
Раннее приучение или выработка рефлекса
Многим активным и прилежным родителям удается добиться определенных успехов в усвоении блюда от ребенка до года. По словам Комаровского, нет ничего удивительного в том, что младенцы девяти, восьми и даже семи месяцев могут мочиться и ходить в большом количестве после того, как услышат «пописать» или «ха-ха». Многократное повторение этих звуков формирует у ребенка условный рефлекс. Но знаменитый врач поясняет, что на этом овладение блюдом не полное. В данном случае такой процесс развивается по схеме «слова родителей — горшок», и правильнее было бы иметь «полный мочевой пузырь / кишечник — горшок». Акцент делается на том, что мочеиспускание или дефекация должно стимулировать физиологическое явление, а не звуки, издаваемые родителями.
Евгений Комаровский отмечает, что довольно часто после начального обучения у 2-летнего ребенка возникают трудности с купанием. Родители недоумевают, почему их ребенок, долгое время доминирующий в тарелке, вдруг стал отказываться в нее входить. Врач объясняет это тем, что у ребенка в этом возрасте только начинает формироваться естественный контроль над физиологическими потребностями, и он больше не хочет связывать их с родительскими призывами.
Создаём подходящую среду для ребенка
Теперь поговорим об элементах среды приучения к горшку.
Говорите с ребенком о его теле
Процесс обучения ребенка пользоваться горшком начинается задолго до того, как мы ставим его на этот горшок, и основным условием обучения является налаженное общение. Смена подгузников, купание и борьба с газом — прекрасная возможность рассказать малышу о его теле и особенностях его работы.
Заведите привычку говорить с малышом о том, что происходит с его телом буквально с рождения. Да, вы можете почувствовать внутреннее сопротивление и нежелание громко говорить о серьезных вещах, но эти разговоры — первый шаг к тренировкам в ванной. Ребенок должен понимать, что происходит с его телом, а вы являетесь источником необходимых знаний.
Снимайте супервпитывающий памперс
Еще один важный момент — это необходимость дать ребенку возможность замечать изменения в теле, в частности чувствовать на себе «мокрые штаны». Для этого нужно дать малышу как можно больше времени гулять без подгузника, а также отдать предпочтение многоразовым моющимся подгузникам. Помимо всех остальных преимуществ этого типа подгузников (например, экономия денег и использование более экологически чистых и «дышащих» материалов) именно тканевый вариант позволит ребенку испытать легкий дискомфорт после дефекации, в отличие от обычные одноразовые подгузники, мгновенно впитывающие влагу. Несмотря на очевидные преимущества быстрого впитывания, у таких подгузников есть очень важный недостаток: у малышек нет возможности связывать ощущения тела с результатом, а если нет ощущений, то нет понимания последовательности процесса со стороны появление желания сходить в туалет к собственно опорожнению кишечника.
Подберите подходящий горшок
Было бы неплохо сразу оборудовать унитаз, чтобы малышу было удобно и безопасно пользоваться, но, к сожалению, в условиях наших квартир это обычно практически невозможно, поэтому сначала мы используем детские горшки.
Позаботьтесь о качестве горшка: он должен быть устойчивым, прочным, а материал — легко очищаемым. Также обратите внимание, насколько удобным и гигиеничным будет горшок, если у вас будет мальчик. Но лучше избегать всевозможных мигалок, мелодий, рулей, кнопок и прочих развлечений — все эти дополнения только отвлекут ребенка от основной задачи.
О том, как выбрать горшок для ребенка, смотрите в видео ниже:
Советуем поставить вазу в ванной и, если ее размеры совсем не позволяют, поставить в комнату малыша. Покупка нескольких горшков и установка их по всему дому может показаться хорошей идеей, но только в том случае, если это большой многоэтажный дом для отдыха. В квартире горшка абсолютно достаточно, ведь мы учим ребенка удовлетворять свои потребности в отведенном для этого месте.
Отдельной головной болью может стать разматывание детской туалетной бумаги по квартире. Если детское хобби сложно контролировать, сделайте на время корзинку из отдельных салфеток, пока не пройдет страсть к отдыху.
Выбирайте удобную одежду
Правильно подобранная одежда — не менее половины успеха. Выбирайте одежду, которую ребенок легко снимет сам: колготки, штаны и шорты на резинке, леггинсы. Избегайте комбинезонов, боди, брюк на молнии, завязках и пуговицах, помните, что в нашем деле задержки недопустимы.
Также рекомендуется использовать трусики как из гигиенических соображений, так и в день приучения ребенка носить нижнее белье. На первых порах вместо обычных трусиков для приучения к горшку можно использовать специальные трусики — они дарят малышу необходимые ощущения влаги, но не дают намокнуть всей одежде.
Спокойно относитесь к «туалетному» юмору
В процессе приучения к горшку уже говорящие младенцы буквально наполняются шутками, от которых краснеют все взрослые в пределах пары метров. Они любят повторять слова из арсенала туалета и смеяться, когда слышат их от кого-то другого. Относитесь к этим ситуациям спокойно — ваш ребенок не сумасшедший, он просто осваивает блюдо, поэтому он очень сосредоточен на этой теме.
Оптимальный возраст для приучения к горшку
По словам доктора Комаровского, способность управлять выделительными функциями у ребенка появляется в возрасте 2,5-3 лет. Это не отрицает, что есть дети, которые добиваются успеха намного раньше, но все же в большинстве случаев родители должны ожидать успеха в «общении» с горшком после того, как ребенку исполнится 2 года. В вопросе привыкания популярный врач также советует руководствоваться тем, что оптимальный возраст для ознакомления детей с блюдом — период от 1 года до 3 лет.
До содержания
Готовность малыша сесть на горшок
Ребенок готов осваивать блюдо, если:
- Может наклоняться, приседать и вставать;
- Он понимает речь взрослого человека, ему можно что-то объяснить и согласиться с ним;
- Он произносит несколько слов, он знает, как сообщить о своих потребностях;
- В бодрствующем состоянии остается сухой около 2 часов;
- Он ощущает дискомфорт от грязных или мокрых «штанов» и показывает это.
Совет: кастрюля должна находиться в пределах досягаемости крошек, чтобы она могла справиться со всем самостоятельно.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по серьезной психологической причине, то вам предстоит сложная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, который установит диету и умеренную физическую нагрузку.
Развивайте самостоятельность ребенка. Как мы уже говорили, детям с повышенным неврозом характерна повышенная зависимость от близких, манипулятивное взаимодействие. Вы должны работать над развитием навыков самостоятельности. При минимальном родительском участии ребенок должен научиться выполнять простейшие домашние дела: ложиться спать, убирать в своей комнате и оказывать посильную помощь по дому.
При минимальном родительском участии ребенок должен научиться выполнять простейшие домашние дела: ложиться спать, убирать в своей комнате и оказывать посильную помощь по дому.
Повышая уровень независимости, активируются вегетативные центры. Тогда ребенок научится брать на себя ответственность, перед лицом каких-то событий он станет увереннее и спокойнее.
Занимайтесь умеренными физическими нагрузками. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядка по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением гормонального фона. Адреналин выделяется во время занятий спортом, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Работайте над своей диетой. Набор продуктов и питание для ребенка необходимо подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фаст-фуд и продукты, вызывающие аллергию, могут вызвать проблемы с желудочно-кишечным трактом. Увеличение нагрузки на пищеварительную систему вызывает соматический симптом, поэтому рефлексы активируют психологическую составляющую.
Как уберечь ребенка от расстройства пищевого поведения
Спокойно отнеситесь к проблеме. Если родственники слишком ярко реагируют на ситуацию, постоянно спрашивают, почему ребенок сильно страдает, это может усилить невроз.
Даём малышу время
Путь к тарелке может занять от нескольких дней до нескольких месяцев. Не форсируйте события, внимательно следите за состоянием ребенка. Если он заболел или просто отказывается сидеть на горшке и плакать, это нормальная причина отложить на время всю поездку. Если ребенок нервный и темпераментный, значит, он просто еще не готов. В этом вопросе не рекомендуется давить на ребенка, потому что насильственные действия не помогут, а только замедлят процесс приучения к горшку.
Совет: Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок не может привыкнуть к горшку и продолжает упорно выполнять физиологические функции «под себя», то следует обратиться за консультацией к специалисту.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
Чтобы этот процесс был легким и неудобным, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за ребенком, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как физиологическими, так и психологическими. Пора начинать пользоваться горшком, если:
- ребенок может доступным способом (жестом, словом или звуком) сообщить ему о своем желании сходить в туалет;
- режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
- может оставаться в сухом подгузнике более 1,5 часов;
- ребенок знает части своего тела, их предназначение, а также названия одежды;
- понимает значение слов «какашка» и «моча»;
- ребенок проявляет негативные эмоции на мокром / испачканном подгузнике, пытается его снять;
- ребенок хочет или умеет самостоятельно заходить в туалет и выходить из него
Основные принципы приучения к горшку
Подбор посуды. По словам доктора Комаровского, форма, цвет и «варианты» кастрюли не так важны в вопросах зависимости. Главное, чтобы она была удобной и не воспринималась исключительно как игрушка. Телеведущая рекомендует обращать внимание на качество и экологичность материалов, а также на габариты изделия.
Следуя системе. Евгений Комаровский отмечает, что к этой нелегкой задаче должен быть готов не только ребенок, но и его родители. Им важно заранее определиться с тактикой своего поведения при переходе с пеленок на унитаз, чтобы понимать, что общение с малышом займет большую часть времени. Также он рекомендует постоянно развивать новые навыки, а не только в удобное для взрослых время (вечера или выходные). Отсутствие системы запутает ребенка.
Оптимальное время. Вы должны начать пользоваться горшком в подходящее для этого время. В частности, все вокруг малыша должны быть здоровы и в хорошем настроении. Самый удачный период для этого — лето, так как малыш одет максимально легко, а процесс переодевания не занимает много времени. Лучше всего начинать знакомство с горшком в те времена, когда вероятность успешного мочеиспускания или дефекации особенно высока. Оптимально делать это после еды или сна, перед ними. Вы также можете предложить своему ребенку горшок, если его поведение указывает на необходимость помочиться.
Закрепление успеха. Если парень все сделал правильно, его нужно хвалить и радоваться успеху. В случае неудачи не стоит показывать ребенку отрицательные эмоции, лучше объяснить, что делать в следующий раз.
Фиксация внимания. Необходимо акцентировать внимание ребенка не только на самом блюде, но и на всем, что с ним связано. Ребенку будет интересно, как родители вынимают и открывают этот предмет, научат снимать трусики и снова их надевать. Также можно показать любознательному ребенку, как моют горшок и где его ставят перед очередной «встречей». Такие действия будут похожи на своеобразную игру, а значит, вызовут положительные эмоции.
Если ребенок успешно усваивает блюдо, то этот пункт нужно обязательно включить в распорядок дня. Например, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает сразу отказываться от одноразовых подгузников, ведь они могут еще понадобиться ночью или во время дальнего путешествия.
До содержания
Информация в этой статье предназначена только для справки и не заменяет профессиональные медицинские консультации. Проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом для диагностики и лечения.
- Первые проблемы с пищеварением у ребенка
Какие способы приучения ребенка к горшку использовать НЕЛЬЗЯ
Помните, что приучение к горшку направлено на развитие у вашего ребенка рефлекса позывов к горшку. Многие матери, по совету опытных женщин старшего поколения, слишком рано начинают заниматься физическими упражнениями, сажая ребенка на горшок и стимулируя мочеиспускание или дефекацию своеобразными звуками «моча», «ах» или звуками плещущейся воды.
использовать этот метод обучения категорически нельзя, так как в результате у ребенка вырабатывается рефлекс «сосуд — раздражитель — опорожнение», и потом его будет намного сложнее переучить.
Практические советы по приучению ребенка к горшку
Таким образом, ребенок получил новый горшок и несколько комплектов максимально удобной одежды. Что дальше?
Первый раз мы показываем малышу горшок и сажаем его в процессе смены подгузника. Это делается для того, чтобы привязать горшок к диспансерному процессу и сделать его частью повседневной жизни ребенка. Если во время нахождения на горшке «что-то случилось», поговорите с ребенком о том, что он сделал, и вернитесь к работе.
Спустя несколько дней или недель такого знакомства можно приступать к приобщению малыша к трусикам. Обратите внимание на ребенка, который сейчас не носит подгузник, и периодически водите его на горшок (на этом этапе полезнее придерживаться обычного распорядка, а не спрашивать ребенка, хочет ли он пойти на горшок). Если штаны намокнут, убедитесь, что ребенок заметил этот момент, и переоденьтесь.
Во время приучения к горшку рекомендуется держать сменную одежду в ванной. При смене одежды всегда кладите ребенка в горшок, даже если еще «поздно». Ваша задача — просто соединить банку и естественные потребности в голове ребенка.
Предоставьте ребенку как можно больше независимости в процессе: позвольте ему попробовать одеться и раздеться сам (или хотя бы активно помочь вам одеть и раздеть его), положите грязное белье в корзину или в стиральную машину и протрите пол тряпкой или веником.
Избегайте наказания и не ругайте ребенка, если он не успел добраться до ванной или не понял, что ему пора в туалет. Вместо этого направьте свою энергию на то, чтобы помочь ему заметить его потребности. Например, если вашему ребенку нужно позаботиться через 15 минут после еды, отнесите его на горшок через 10 минут, не дожидаясь несчастного случая. Чтобы лучше представить процессы, происходящие в организме вашего ребенка, вы можете отметить в тетради время, когда ребенок вышел на пенсию — такой дневник не только станет вашим помощником в приучении к туалету, но, при необходимости, станет «дополнительным источником информации на сайте» кабинет педиатра.
Помните, что процесс приучения к горшку требует от родителей много энергии только вначале. Волшебных таблеток и методик с большей эффективностью не существует, ведь чем проще и понятнее для ребенка процесс, тем быстрее будет результат. По этой же причине не рекомендуем использовать на тарелке игрушки и планшеты — внимание ребенка следует уделить работе собственного тела.
Как правило, дети осваивают блюдо за несколько недель. Конечно, процесс требует с вашей стороны вложения времени и сил, но результат не заставит себя ждать. Со временем горшок можно превратить в унитаз, но, возможно, потребуется приобрести специальный пропуск, чтобы ребенку было удобно им пользоваться.
«МИКРОЛАКС® для детей с 0 лет»
МИКРОЛАКС® для детей от 0 лет — единственное слабительное, специально разработанное для применения с первых дней жизни ребенка до 3 лет.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция у психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2-4 недель, стоит обратиться к невропатологу и психотерапевту.
Для снятия проблемных симптомов и снятия невротических состояний специалисты могут назначать ребенку лекарственные препараты и лечение с использованием рефлекторных методов саморегуляции: дыхательная работа, гимнастика, комплексы упражнений вегетативной стабилизации. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренировки, повышающие стрессоустойчивость.
Помните, что отсутствие помощи может обернуться соматической патологией более сильного характера или патологией других органов.
Невроз у детей: 13 главных симптомов
Как уберечь ребенка от пищевых расстройств
Чтобы поход в поликлинику или к стоматологу больше не превратился в трагедию.
Условия успешного освоения горшка
Чтобы научиться добровольно управлять кишечником и мочевым пузырем, необходима физиологическая готовность органов, а также мотивация ребенка и достаточная зрелость психических функций.
Физиологическая готовность
Прежде чем начать произвольно управлять процессом, ребенок должен пройти важные этапы физиологического развития, а именно научиться замечать уход естественных потребностей и управлять сфинктерами мочевого пузыря и прямой кишки.
Нейроны, ведущие к сфинктерам, не успевают созреть к моменту рождения ребенка (процесс их миелинизации еще не завершен, а значит, сигнал еще не точный и своевременный), но они приходят в полную оперативную готовность довольно быстро. Хороший признак физиологической настороженности — овладение движением ребенка на четвереньках и поддержание безопасного равновесия в сидячем положении. Примерно в том же возрасте мочевой пузырь становится достаточно большим, чтобы начать накапливать жидкость в себе (до этого он больше походил на трубку, чем на волдырь).
Можно начинать пользоваться горшком после того, как появятся признаки физиологической готовности. Лучше раньше, чем позже, поскольку дети часто проявляют больше интереса, мотивированы и быстрее получают результаты, а дети старшего возраста становятся более упрямыми, их труднее отвлекать от игры или общаться со сверстниками, чтобы отвести в туалет.
Психологическая готовность
Помимо физиологической способности управлять необходимыми мышцами, ребенку необходимо научиться различать сигналы своего тела и приобрести желание оставаться сухим и чистым. Именно сочетание этих двух условий сформирует у ребенка желание научиться пользоваться горшком или туалетом.
именно ребенок должен решить, что он не хочет ходить с грязными подгузниками или нижним бельем. Помните, что до недавнего времени его совсем не волновали эти вещи, и вы были довольны таким удивительным изобретением человечества, как подгузники, так что на корректировку может потребоваться некоторое время.
Попытка использовать в этом вопросе внешнюю мотивацию (похвала, поздравления, награды или наказания) — палка о двух концах. С одной стороны, внешняя мотивация может ускорять процесс приучения к горшку, а с другой — откладывает формирование у ребенка внутренней мотивации быть сухим и чистым на долгое время. Только сам ребенок может решить, что он хочет быть чистым и сухим, включая желание обрести большую самостоятельность и быть похожими на маму и папу.
Вот несколько советов, как правильно приучить малыша к горшку:
- на первом этапе обучения важно «подносить ребенку горшок, а не носить ребенка в горшке».
- форма вазы должна быть простой, устойчивой и широкой, без изображения животных и т д. Избегайте сложных стилей и дизайнов;
- купите восемь пар трусиков большого размера, чтобы ребенок мог легко их надевать и снимать;
- во время приучения к горшку надевайте на ребенка короткие рубашки, которые нельзя поднимать, чтобы не промокнуть. Детская одежда должна быть без сложных застежек и лямок;
- составьте таблицу успехов ребенка и отметьте звездочками, как часто ребенок справлялся с заданием и самостоятельно ходил на горшок. Хвалите его за успех;
- познакомьте ребенка с горшком задолго до того, как вы начнете учить его. Не позволяйте играть с горшком, научите на нем сидеть;
- когда вы идете в ванную, не стесняйтесь брать ребенка с собой, объясните, что мама будет там «пописать» и ребенок в это время может сидеть на своем горшке. Потом мама говорит, что она уже «писала» и ей нужно надеть трусики и штаны. Помогите малышу надеть трусики;
- научите ребенка различать сухое и влажное. Приучите себя выбирать между сухим и влажным полотенцем для сушки рук;
- определите, какими словами вы будете описывать действия («пописать» и «ка-ка»), уточнить, как эти процессы называются в детском саду, куда пойдет ребенок;
- НИКОГДА НЕ ВЫРАЖАЙТЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ИЛИ ГНЕСТИ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК СОЗДАЛ МАСЛА. Дети очень восприимчивы и могут интерпретировать вашу реакцию как отказ и осуждение. Многие начинают отказываться ходить на горшок. Не давите на ребенка: он подумает, что сделал что-то не так, и попытается остановить испражнение.
Как учить
Первый этап
Если все признаки присутствуют, предложите вам сесть и попробовать воспользоваться горшком, пока вы готовите вечернюю ванную. Хорошо хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы ребенок не думал, что его мать одобряет его только тогда, когда он идет в ванную.
Попробуйте сесть на тарелку после завтрака, перед сном или после. Не волнуйтесь, если малыш ничего не сделал — это будет упражнение.
Если ребенок неделю успешно посидел на горшке, можно надеть ему штаны.
Не садитесь на горшок, если знаете, что какое-то время будете слишком заняты, приближаются праздники, вы переезжаете, меняете работу, место жительства, ваш ребенок недавно вылечился от болезни, скоро у вас должен быть младший ребенок, больше детей постарше испытывают трудности со сном, старшие проявляют признаки ревности и т д.
Второй этап
Большинство младенцев готовы к Фазе 2 через одну-две недели после начала Фазы 1. Но если ребенку уже исполнилось три года, это произойдет быстрее.
Основная задача мамы в это время — максимально освободиться от домашних дел и проявить наибольшее желание сотрудничать с ребенком. Если у вас есть дети постарше, то тренироваться лучше всего с выходных, когда муж может присматривать за старшими.
Пусть малыш днем гуляет домой в одежде, а не с голой попкой. Итак, проделав вещь в штанах, ребенок учится различать состояния «сухое-влажное».
Как правило, к трем-четырем годам дети уже контролируют процесс мочеиспускания и самостоятельно пользуются горшком. Однако в некоторых случаях приучение к горшку откладывается на срок до пяти или шести лет или ночное недержание мочи возвращается после длительного «сухого» периода. Поэтому родители должны понимать, что такое ночное недержание мочи у детей и как помочь ребенку справиться с этим недугом, не нанося вреда детской психике.
Приучение к горшку за семь дней
В первый день после того, как малыш проснется, наденьте трусики. Не носите никакой другой одежды, кроме короткой рубашки — так будет удобнее. Объясните: когда ребенок захочет воспользоваться туалетом, ему придется приучить к горшку или сказать об этом своей матери. Продолжайте носить с собой в ванную комнату, показывая и рассказывая, что вы делаете.
Вначале не забывайте подходить к тарелке каждые 15 минут. Сядьте и попросите ребенка посидеть 5-10 минут. Сядьте и прочтите книгу.
Когда он несколько раз успешно использовал горшок, интервал между посадками можно увеличить.
Похвала и объятия сделают свое дело
Помните, что вашему ребенку должно нравиться ходить на горшок.
Цель второго дня — стимулировать потребность ходить на горшок, не спрашивая вас. Баночка должна быть доступна ребенку на регулярной основе. Постарайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком занят играми и помнил, что ему нужно в туалет.
К третьему дню нужно решить, как часто ребенку нужно ходить на горшок.
Не пытайтесь засунуть малышу подгузники — все пропадет. Подгузники остаются только на ночь. Возьмите с собой запасные штаны на прогулку.
К четвертому дню большинство детей уже знают, как ходить на горшок без напоминаний. Если ваш ребенок ни разу не пользовался горшком в течение двух часов, напомните ему.
К концу первой недели неплохо научить ребенка ходить в туалет.
Постепенно приближайте горшок к ванной или туалету, чтобы он всегда был там.